3 и 4 ноября 2016 года в нашем городе впервые была проведена муниципальная образовательная сессия «От самоопределения к выбору», в которой принимали участие учащиеся 9 – 10-х классов Гимназии, Лицея и школ города № 161 и 169.
Два дня напряженной работы, размышлений о своем предназначении, о своем будущем. Ребята участвовали в различных событиях: деловая игра «Мировое кафе», тренинг «Исследуй себя», игра «Пришельцы», квест «Профпереполох», рисовали ментальную карту, все это, бесспорно, способствовало самопознанию и содействовало переходу от самоопределению к выбору своего дальнейшего пути.
Одним из самых интересных и ярких событий являлась игра «Пришельцы». У них, собственно, все как у нас, но, совершенно нет никакого выбора в жизни. У них все одинаково: обучение и досуг. Индивидуальность никак и нигде не проявляется. А когда наступает время определиться с дальнейшим обучением после основной школы и с видом деятельности, то не они определяются, а их определяет старейшина, это он им говорит, кто и чем в дальнейшем будет заниматься и где жить.
Немало вопросов возникло у участников игры: Каков общий уровень развития новой цивилизации? Влияет ли отсутствие условий для самоопределения и выбора на общий уровень развития культуры и производства? Какой же самый главный критерий развития общества? Но в конце игры все пришли в общему мнению:
- с одной стороны, если общество ограничивает возможности самореализации определенной части своих членов, то оно ограничивает перспективы своего развития;
- с другой стороны, общество состоит из конкретных людей, если они не воспользуются предоставляемыми возможностями выбора, объясняя свою пассивность плохими условиями, плохим правительством, не поминанием родителей и близких, то они ограничат перспективы не только своего собственного развития, но и развития общества в целом.
Во время «Профпереполоха» свершился точно «переполох», надо было командой за определенное время пройти пять станций, таких разных!
На станции «Социальной» команды должны были найти выход из сложной жизненной ситуации, когда надо было договориться и принять совместное единственно правильное решение, чтобы выжить. На станции «Технической» за 15 минут собирали роботов, радиоприемники и проводили испытания. На станции «Художественной» создавали социальную рекламу...
В завершении «Профпереполоха» обменялись мнениями, и многим стало понятно: на какой станции им было более интересно, где и что получалось лучше всего – не это ли повод для дальнейших размышлений о своем будущем, о самоопределении и выборе?
Из высказываний участников образовательной сессии:
- «Жаль, что было только два дня, хочется продолжения. Почему не четыре дня?»
- «Очень интересная игра «Пришельцы», позволяет задуматься о ценностях образования и неиспользованных тобою возможностях»
- «Вторая сессия когда будет? Чего хочу от второй сессии? Побольше о профессиях, возможно встречи со специалистами. Много вопросов возникло, даже больше, чем было 3 ноября»
Дискуссионная площадка
Круглый стол

Решения расширенного заседания круглого стола «Старшая школа: преимущества и риски»
Проблемы:
1. Ухудшение здоровья учащихся;
2. Понижение внимания и работоспособности учащихся;
3. Переизбыток ненужной информации;
4. Ограниченное право выбора профилей;
5. Трудности с выбором профессии.

Решения проблем:
1. Создание комнаты для отдыха.
2. Введение разнообразия в способах проведения уроков (игровая форма, творческие задания и т.п.).
3. Уменьшение количества ненужной информации по базовым предметам за счет увеличения получения нужной информации по профильным предметам.
4. С одной стороны, решение этой проблемы невозможно, т.к. количество допустимой нагрузки не должно превышать 36 часов, но с другой стороны, можно решить эту проблему, прибегая к пункту № 3.
5. Проведение бесед с бывшими выпускниками школы, работающими, либо еще учащимися в университетах и ВУЗах, со специалистами в своей области (оказание помощи в выборе профессии и передача личного опыта ученикам).

Решение проблем выявили: Зеликова Светлана, Голубева Дарина и Соколова Татьяна, ученицы 11А класса.
Образовательное событие № 3.

«Советы родителям по содействию ребёнка в профессиональном самоопределении»

Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма сказываются на судьбе детей.
Есть очевидные ошибки – например неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей. Могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.
Некоторые родители, проявляя бурную заботу о «выгодном», «удобном», «беспроигрышным» устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь, достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от «своего» выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них не сложилось, не удалось.
Нужно найти «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайняя позиция: «Пусть все решает сам» и «Что он без меня решит» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.
Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учится на чужих ошибках, чем на своих. Остановимся подробнее на наиболее встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии. Их можно условно разделить на три группы:
Первая группа – недостаточная информированность о профессиях.
Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии.
Найдите и прочитайте вместе специальную литературу о заинтересовавшей профессии, поговорите с человеком этой профессии, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста.
Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессий. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто встречаются старшеклассник, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:
- сложности с трудоустройством;
- длительное время профессиональной подготовки;
- трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
- профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического
Вторая группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессии необходимо в них разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности.
Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит как их переоценка, так и недооценка.
Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Учащиеся часто склонны переоценивать свое здоровье, не замечать незначительные с их точки зрения «болячки». Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей.
Третья группа ошибок – незнание самих правил выбора профессий.
Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с ним образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходима усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.
Не может быть надежным и мотивированным выбор профессии или место работы за компанию с друзьями, одноклассниками. Многие подростки после девятого класса идут в десятый из-за неосознанной боязни расстаться с привычным окружением, многие не могут ясно определить свое будущее и тянуться к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают не свою профессию, а профессию друга.
Распространенная ошибка как школьника, так и родителей – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.
Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.
Очень важно помочь ребенку сделать свой правильный выбор более конкретным, пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будут реальным проектом, важно, что ребенок продумал сделанный выбор вовремя.
Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу – одно из лучших решений.
Родители помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Задача взрослых научить ребенка принимать решения в сфере выбора профессии, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз.
Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

Выбор профиля обучения – важное и ответственное дело! Выбирая профиль, дальнейший образовательный маршрут, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности и желания.
• Помните, что у вашего ребенка есть право на личный выбор.
• Примите и уважайте самостоятельное решение подростка.
• Дайте ребенку возможность принять ответственность за выбор на себя.
• Будьте внимательными и заинтересованными слушателями.
• Выясните, что знает ваш сын(дочь) о выбранном профиле, почему он(она) сделал(а) такой выбор.
• Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранного профиля.
Учитывайте интересы и способности вашего ребенка, которые необходимы ему в обучении по выбранному профилю.

Впервые в Гимназии 26 октября 2016 года состоялось заседание родительской ассоциации, которое явилось продолжением квеста девятиклассников на тему «Зачем нам знать о профессиях родителей?». Родители ознакомились с результатами работы ребят в группах, с выявленными ими проблемами и запросами и, родители пришли к выводу, что родительские ассоциации по интересам, по профессиональным направлениям смогут помочь ребятам в вопросам самопознания и самоопределения и будут способствовать более успешному выбору профессионального образования и проектированию индивидуально-образовательной программы в старшей школе.
 

 
О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ CAREER-INFORM
 
В целях совершенствования гос.политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и объявлении в Российской Федерации «Десятилетием детства», ИА «РусРегионИнформ» и редакция журнала «Экономическая политика России» формируют Главный общественный лекторий обучения, развития и трудоустройства детей субъектов РФ http://career-inform.ru
Информационный навигатор отраслевого развития субъектов Российской Федерации — 2017 направлен на содействие в определении основ государственной политики регионального развития России до 2025 года.

Accordion Content.