21 ноября 2024 года во всех школах Красноярского края пройдет краевая диагностическая работа по читательской грамотности для шестых классов (КДР6).
Читательская грамотность подразумевает способность человека работать с информацией – понимать, оценивать тексты, размышлять о них, использовать сведения из текстов для решения различных задач, не только учебных, но и жизненных.
Краевая диагностическая работа, которая проводится в школах Красноярского края, позволяет оценить уровень читательской грамотности шестиклассников и увидеть трудности, с которыми педагогам и родителям стоит поработать усиленно.
Каждый вариант работы содержит два блока из разных образовательных областей (математика, русский язык, история и естествознание). Каждый блок включает небольшой текст или подборку текстов и задания трёх типов. Первый тип – задания, в которых требуется просто найти в тексте какую-либо информацию и извлечь её. Второй – задания, где нужно сопоставлять, анализировать, обобщать, объяснять информацию. В заданиях третьего типа требуется применить то новое, что ученик узнал из текста, в другой ситуации, критически отнестись к представленной в тексте информации, увидеть противоречия, обосновать собственную точку зрения по тому вопросу, который обсуждается.
Из 29 тысяч школьников, выполнявших КДР6 в ноябре 2023 года, 81% учеников продемонстрировали читательскую грамотность, 30% из них – на минимальном (пониженном) уровне. Для этого уровня характерна фрагментарность восприятия текста, способность решать лишь некоторые читательские задачи.
Базовый уровень (верное понимание основного содержания текста, понятий, основных идей, достаточно точное извлечение информации из текста) показали 42% шестиклассников; повышенный уровень (способность самостоятельно учиться на основе текстов и воспринимать новую информацию, соотносить разные точки зрения, решать большинство читательских задач) – около 9%.
Почти 19% учеников большую часть информации в тексте понимают неверно, неточно, на многие задания ответов просто не дают. Такой уровень грамотности считается недостаточным для дальнейшего обучения. Есть большой риск, что трудности в понимании и переработке информации будут нарастать и это существенно осложнит учебу. Подростку обязательно нужна помощь.
Для ребят в этом возрасте – несмотря на все трудности взаимопонимания – важна поддержка родителей, в том числе и в развитии умения ориентироваться в интенсивном потоке информации, то есть критически и разумно относиться к тому, что они читают. Больше разговаривайте о том, что вы узнаёте из средств массовой информации, блогов и других текстов, делитесь впечатлениями и опытом определения достоверности источников. И родителям, и детям есть чему поучиться друг у друга, и обсуждение книг и статей помогает открыть много нового в мире и лучше узнать друг друга.