Шестого сентября 2019 года в МБОУ «Гимназия 164» состоялся запуск обучения в старшей школе. Десятиклассники в конце прошлого учебного года спроектировали индивидуальные образовательные программы (ИОП) на два года обучения в старшей школе, и сегодня, при необходимости, они могли корректировать индивидуальные учебные планы, внести изменения в разработку замысла образа будущего, замысла будущего профессионального образования.


День 6 сентября был заявлен как день планирования результатов обучения в старшей школе: предметных, метапредметных и личностных, на основании индивидуальных запросов, зафиксированных в ИОП, и дефицитов, выявленных в процессе участия в мета-событиях, где решались различные по содержанию задачи, но были объединены единой целью: демонстрация участниками мета навыков и личностных качеств, выявление дефицитов и возможностей для их восполнения.
Учителя в процессе планирования содержания и формы проведения метастудий, руководствовались списком «мягких» навыков, входящих в топ soft-skills. Педагогический коллектив Гимназии скомпоновал эти навыки в условные три группы:
1. Базовые коммуникативные навыки, которые помогают нам развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими. Эти навыки нужны всем.
2. Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы.
3. Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными.
Результат группового исследования необходимых и недостающих метапредметных навыков и определения возможностей их развития был оформлен в карте доступных нашим учащимся ресурсов. После сообщений групп предстояла индивидуальная работа по планированию результатов обучения в старшей школе: оформляли «Лист успешности», составляли циклограмму работы над индивидуальным проектом /исследованием, определяли ресурсы для достижения заявленных результатов. Ярким дополнением было сообщение бывшего выпускника гимназии Артура Сташкевича, ныне студента Политехнического университета в Санкт-Петербурге, который подчеркнул значимость в студенческой жизни не только предметных, но и метапредметных навыков, а также личностных качеств, навыков и качеств успешного человека.
Из высказываний десятиклассников:

Я думал, что будет что-то похожее на урок, а у нас было соревнование... Весело, мы работали в команде, надо было слаженно взаимодействовать без слов, но у нас получилось, правда у всех по-разному... Нам в команде надо было проявить умение точно и ясно излагать свою точку зрения и аргументировать ее... Наша группа без проблем смогла быстро определить цель и задачи, слушали друг друга и легко принимали решения, когда рисовании карту ресурсов.. В нашей группе слабо проявлялась инициатива... С аргументацией получилось не у всех... Нам не хватило умений рефлексии, это очень сложно... Трудным оказалось преобразование текста в схемы и графики... Самым сложным было в групповой работе составить ресурсную карту для восполнения недостающих метапредметных навыков... а в индивидуальной – планировать свои собственные образовательные результаты, составлять циклограмму индивидуального проекта...

Где эти навыки можно приобрести?.. Наверное, чаще надо проявлять инициативу и самостоятельность каждому... Хотелось бы поучаствовать в тренингах, событиях... Индивидуальный проект поможет восполнить некоторые наши дефициты... Участвовать в дебатах... Пообщаться со специалистами, с профессионалами... Можно поучаствовать в краевом Метачемпе и других городских и краевых проектах..

Работали в разных командах, выполняли разные задания, а говорили об одних и тех же навыках... навыках, которые помогают в любом предмете, в любой сфере деятельности... Мета-навыки помогают в учебе, в общении...в дальнейшем помогут быть конкурентоспособным...